Как сегодня строят большое кольцо московского метрополитена
Рубрика: Метро на Шелепихе

Для строительства третьего пересадочного контура, который обеспечит пересадку с одной ветки на другую без использования перегруженных центральных пересадочных узлов, используется три канадских тоннелепроходческих механизированных комплекса: "Юлия", "Мария" и "Натали". Имена для щитов по традиции метростроевцев всегда получают женские имена.

Каждый комплекс весит около 400 тонн и оснащен современной системой грунтопригруза, которая автоматически регулирует давление грунта в забое, не позволяя при этом допускать просадок почвы на поверхности земли. Горизонтальная конвейерная лента обеспечивает выдачу породы во время проходки комплекса. Длина каждого комплекса – более 75 метров. Комплекс бурит тоннель со скоростью 300 метров в месяц.
ТПМК "Юлия"
Уже к ноябрю 2014 года щит "Юлия" приступивший к строительству правого перегонного тоннеля от станции "Ходынское поле", пройдет в породе расстояние 1550 метров до станции "Петровский парк". Щит пройдет под действующим и построенным Ленинградским проспектом и над действующим тоннелем Замоскворецкой линии метро, причем перекрывать движения по этим ключевым для города направлениям не потребуется.

У ТПМК щита "Юлии" уже есть немалый опыт и пробег при строительстве третьего пересадочного контура: он уже успел создать правый перегонный тоннель от станции "Ходынское поле" до станции "Хорошевская" протяженностью 1200 метров.
Комплекс собирается на дне монтажной камеры — котлована, который служит началом тоннеля и по окончании работ засыпается грунтом. В передней части комплекса установлены резцы, которыми измельчается порода. Машина начинает разрабатывать грунт и принимает нагрузку на себя, защищая тоннель от обрушения. По мере прохождения тоннеля ТПМК укрепляет его стены кольцами из тюбингов. Затем пространство между тюбингами и породой заполняется бетоном. При помощи гидравлических домкратов ТМПК продвигается вглубь тоннеля, отталкиваясь от уже уложенных колец. Специальный конвейер либо трубопровод удаляет отработанный грунт за пределы комплекса.
Чтобы ТМПК не кренился из-за вращения рабочей части щита, за пределы корпуса выдвигаются специальные элероны. Положение ТМПК в тоннеле определяется с помощью лазерных приборов.

ТПМК "Мария" (Lovat)
Щит (RME238SE серии 22401) был изготовлен в Канаде. Длина ТПМК - 84 метра. Установочная мощность - 2,2Мвт. Тоннельная обделка производится укладчиком кольцевого типа тюбингами. Внутренний диаметр обделки – 5,3 метра, внешний – 5,8 метра. Ширина тюбинга - 1,4 метра.

На сегодняшний день этот щит уже на полной мощности осуществляет проходку левого перегонного тоннеля от станции "Ходынское поле" до станции "Петровский парк". Причем, проходку этого тоннеля ТПМК "Мария" начал гораздо раньше щита "Юлии" и поэтому до "Петровского парка" щит "Мария" дойдет в июне текущего года, на четыре месяца раньше ТПМК "Юлия".
Одновременный запуск двух ТПМК («Мария» и «Натали») в котловане строящейся станции «Ходынское поле» состоялся в конце апреля 2013 года. За это время комплекс Lovat (с именем «Мария») выполнил проходку 285 из 1550 метров в сторону станции «Петровский парк».

После завершения проходки комплекс демонтируют, а затем снова перевезут на «Ходынское поле», откуда он начнет проходку правого перегонного тоннеля до станции «Петровский парк».
ТПМК "Натали" (NFM)
Комплекс проложил 332 метра тоннелей в сторону станции «Деловой центр». Всего ему предстоит пройти 6200 метров. После завершения проходки ТПМК демонтируют на ул. Тестовской в районе ММДЦ «Москва-Сити».
Данный комплекс (серия и модель – 1331/342/0920) произведен во Франции в 2012 году. Длина щита - 82 метра. Установочная мощность – 2,1Мвт. Тоннельная обделка производится укладчиком кольцевого типа тюбингами. Внутренний диаметр обделки - 5,7 метра, внешний - 6,3 метра. Ширина тюбинга - 1,2 метра.
До завершения строительства отдельные участки кольца будут работать как хордовые направления. Третий пересадочный контур объединит существующие радиальные и перспективные хордовые линии на расстоянии до 10 км и ближе от действующей Кольцевой линии метро.
При проектировании первого участка ТПК были найдены инженерные решения, которые позволили изменить заложение станций «Шелепиха», «Хорошевская», «Ходынское поле», «Петровский парк» с «глубокого» на «мелкое», что позволило сократить сроки строительства и более чем на 10 миллиардов рублей его стоимость.

Генеральный подрядчик – ЗАО «Объединение «ИНГЕОКОМ». Актуальные даты запусков первого участка Третьего пересадочного контура на сегодняшний день:
От станции "Деловой центр" до "Нижней Масловки" планируется ввести в эксплуатацию в конце 2015 года. Он свяжет Серпуховско-Тимирязевскую, Замоскворецкую, Таганско-Краснопресненскую и Филевскую линии. В состав этой новой линии входят шесть станций: строящиеся "Нижняя Масловка", "Петровский парк", "Ходынское поле", "Хорошевская", "Шелепиха" и "Деловой центр".
Полностью сдать линию московские власти планируют в 2019 году. Большое кольцо московского метрополитена растянется на 58 км.
Интересные факты о ТПМК:
А насколько быстро он вращается?
В пределах пары оборотов в минуту.
А это щит действительно имеет такую точность, что он идеально вошел в уже подготовленное отверстие? Как он это делает?
Отклонение по осям не более 5 мм. Лазерное целеуказание.
Для извлечения щита у них разрезают ещё и ротор?

И ротор режут и оболочку. А потом сваривают. Хватает надолго. Ротор имеет штатную возможность быть разрезанным для извлечения. Иначе б не достать.
А щит получается будут через тоннели метро вывозить?
Нет, через ствол. Щит разбирается на много мелких частей и вывозится. может что-то и через метро вывезут.
А что это за дверь?

Затвор, или как еще её называют: гермуха. Специальная дверь, которая перекрывает тоннель на случай войны или катаклизма. Все тоннели и входы на станции оборудуются герметичными дверьми (гермозатворами), способными выдержать воздействие ударной волны. Помимо оборонительной, эти двери несут и сугубо мирную функцию - они призваны предотвратить затопление тоннелей и станций в случае наводнения, прорыва плывуна и прочих подобных неприятностей. В официальных документах эти двери именуются просто "металлоконструкциями", или сокращенно м/к. В обиходе прижилось название "гермуха".